Управление силой мысли или интерфейсы нового поколения

Графический дизайн

Управление силой мысли или интерфейсы нового поколения

12.07.2022 статья 0

Граница между реальным и цифровым мирами с каждым днем растворяется все больше. В этом техно-естественном мире мы хотим взаимодействовать с устройствами так же, как с другими людьми. Что ждать от новых гаджетов рассказал преподаватель Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета и арт-директор «Зайчапай» Алевтина Шаталова.

Главная цель любых исследований в области улучшения интерфейсов – это упрощение взаимодействия, устранение разделения между цифровым и физическим пространством. Под интерфейсом мы будем понимать набор инструментов, позволяющих пользователю взаимодействовать с операционной системой компьютера, мобильного устройства или других видов техники.

В настоящее время взаимодействие с техникой вышло на новый уровень. То, что совсем недавно существовало лишь в научно-фантастических книгах, сейчас входит в нашу жизнь, предопределяя коммуникации будущего. Фундаментальные изменения произошли во многом благодаря изменениям в области UX (User Experience – опыт пользователя).

«Опыт пользователя» (UX) включает в себя все психолого-эмоциональные реакции пользователя, возникающие до, во время и после использования системы. Одним из критериев UX является юзабилити (от англ. Usability — «удобство и простота использования»), — способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях.

Первостепенно Usability — это комбинация интерфейса, новых разработок в сфере технологий, которые помогут тем или иным образом повлиять на состояние пользователя — моментальный сбор информации и её обработка, сверхтонкие экраны, голограммы, имитация запахов и поверхностей, сборка информации тела: температура, пульс, уровень гормонов, общее состояние тела и др. Всё это представляет собой синтез удобства пользования интерфейсами («юзабилити») и эмоциональный аспект в целом, будь то восторг, радость, страх, злость или грусть, люди испытывают ряд эмоций, при взаимодействии с хорошим, удобным и отзывчивым дизайном. Данный способ улучшения пользовательского опыта называется эмоциональным UX.

Эмоциональный опыт пользователя

Термин «эмоциональный дизайн» был определён А. Уолтером, который в полной мере описал данное понятие опираясь на всем известную таблицу Маслоу, согласно которой, для того чтобы пользователь был полностью удовлетворен, итоговый дизайнерский продукт должен быть функциональным, надежным и полезным (именно в таком порядке).

Стратегия эффективного эмоционального дизайна имеет два аспекта:

1. Вы создаете нечто уникальное то, что связано только лишь с вашим продуктом и вызывает положительный отклик пользователей.

2. Вы непосредственно используете этот инструмент, пока он не станет основой работы, своеобразным фактором личности, вашей индивидуальностью.

Эмоциональный дизайн стал мощным инструментом в создании исключительно удачных и интуитивно понятных дизайнерских разработок. Это является огромным плюсом, но, к сожалению, данная практика стала утрачивать себя с появлением огромного количества «мусора» в сети. В просторах Интернета и в робототехнических устройствах эмоции никогда не играли особенно важной роли, по крайней мере, до последнего времени. Это происходит по причине выхода на первый план рациональных составляющих: «функционала» и эффективности, человеческих эмоций уже давно не видно за «холодной» стеной цифрового пространства. Инженеры, программисты и дизайнеры интерфейсов для робототехники и других устройств давно озабочены мыслью о функциональной составляющей разрабатываемых продуктов, тем самым забывая о главной части любого жизнедеятельного процесса — эмоциях. Сегодня, с уверенностью можно утверждать о том, что «рассудок взял верх над чувствами».

К данной теме обращались множество современников, Аарон Уотер, в своей книге «Проектируя эмоцию» наиболее полно описал и сделал упор именно на совершенствовании технологий производства робототехники и интерфейсов, связанных в первую очередь с чувствами людей. В своей работе он называет эмоции «общим языком человечества», который знаком каждому индивиду с момента появления на свет. Это утверждение является абсолютно истинным, поскольку эмоциональные переживания — это важнейшая составляющая, как жизни, так и пользовательского опыта, различные чувства надолго остаются в памяти и оставляют в ней глубочайший отпечаток, что конечно не может не повлиять на такую прогрессивную среду как «интерфейсы будущего».

Одним из ключом вызывания эмоций при взаимодействии с интерфейсом является естественный интерфейс (NUI – natural user interface).

Естественный интерфейс

Прежде всего, понятие естественного интерфейса относится к процессу взаимодействия пользователя с системой, насколько оно комфортно и понятно. Управление должно быть одинаково простым, интуитивным, как для опытного пользователя системы, так и для новичка.

Чтобы все это не звучало абстрактно, представьте себе идеальную модель «умного дома», пусть даже в самом простом варианте: зашли в комнату — включился свет, поднесли руки — открылся кран с водой, компьютер узнал вас и поприветствовал по имени. Все это хороший пример NUI — управление происходит без «прослоек»-контроллеров (когда, например, для того, чтобы просто включить лампочку нужно запускать приложение на планшете, который еще и под рукой нужно держать).

Основные принципы NUI

  • Быстрое погружение. Прикладывая минимальное количество усилий и времени человек сам овладевает системой. Отсюда не следует, правда, что обучения вообще не должно быть, но оно должно быть минимальным и без посторонней помощи. Важно понимать, что мы говорим именно про интерфейс, естественный интерфейс может быть и у промышленного робота и у баллистической ракеты и у шахмат, но овладение им в данных контекстах не сделает вас опытным пользователем с точки зрения системы. Недостаточно понять базовые элементы и правила их комбинирования, нужно изучить их идиоматическое использование.
  • Легкое управление — компьютер должен приспосабливаться к пользователю, а не наоборот. Человек через некоторое время перестает «думать» о том, что ему надо сделать, чтобы произошло нужное действие.
  • Впечатление (игровой момент) — эффект новизны пользовательского опыта. Как следствие — положительные эмоции от самой системы. Со временем и частотой использования это, конечно, будет сходить на нет.

Так или иначе, мы на пороге новых технологий и новой парадигмы создания интерфейсов для них. Разумеется, существуют огромное количество нерешенных проблем, но в любом случае уже очень скоро нас ждет совершенно новый способ коммуникации с устройствами, который будет настолько органичен и нативен, что само понятие «интерфейс» просто перестанет существовать, как когда-то профессия «оператор ЭВМ».

Добавить комментарий